На главную
Пароль:

Забыли пароль?

Фотоотчет недели

Вьетнам (Вьетнам - Ханой)
Автор: АндрейМ
Фотографий: 15
Просмотров: 9999

Автомобильные путешествия » По Европе » Россия—Украина—Польша—Словакия—Венгрия—Сербия—Босния и Герцеговина—Хорватия

Автор: Alaub
Всего фотографий: 144
Средняя оценка: 0 (голосов: 0)
Комментариев: 1
Просмотров: 8004

Голосование: Только зарегистрированные пользователи могут голосовать

Показать фото: 1-60 61-120 121-144

Вернувшись в пансион, поужинали в близлежащей ресторации очередной разновидностью гуляша. На завтра предстоял долгий путь - надо было доехать до Сараево.

Задача немного упрощалась тем, что мы уже оплатили проезд по венгерским автобанам. Поэтому выехав на окружную Будапешта, свернули на Szeged, и поехали к сербской границе. Ехать мешал дождь, накрывший всю юго-западную Венгрию. Но к Сербии тучи разогнало и выглянуло солнышко.

Венгеро-сербскую границу прошли быстро, минут за 15. Венгры молча поставили штампы в паспорта, сербы спросили Зеленую карту, и укоризненно на нас посмотрели, услышав, что мы едем в Хорватию. А вот встречная очередь на въезд в Венгрию из Сербии очень удивила - я таких еще не видел. Растянувшаяся на несколько километров, она от безысходности оббибикивала таможенно - пограничные службы обоих стран, призывая их работать быстрее.

В Сербии от границы и до Нови Сада - двухполоска, но идущая в объезд всей населенки. С обгоном проблем не было, так как все тихоходы шли по обочине, а встречные также смещались на обочину, увидев включенный левый поворотник. Правда, довольно часто встречаются знаки ограничения скорости, мо местных они не очень смущают. Да и вообще, насколько я понял, дорожные знаки в Сербии носят рекомендательный характер :) Перед Нови Садом заплатили 4 евро за проезд по дороге, после чего, чтобы попасть в город, навигатор предложил повернуть направо, запрыгнув на мост на свежепостроенной развязке. Ну, на следующем перекрестке в Нови Сад свернуть все-таки удалось.
Пошли на Шабац. По карте там обозначены через горы 2 рядом идущих дороги. Их и правда две, но они обе с односторонним движением. Ну а когда они после гор слились в одну, началась тянучка. Из-за извилистой дороги обгоны крайне затруднены, да и особого смысла не имеют, так как обогнав одного тихохода, тут же упираешься в следующего, плюс к этому вся эта дорога до погранперехода в Зворнике состоит практически полностью из переходящих друг в друга населенных пунктов.

И так потихоньку добрались до Зворника. Очередей на погранпереходах здесь не бывает, местные пересекают границу, не выходя из машины, приветственно кивнув пограничнику. Я тоже из открытого окна машины подал паспорта сербскому пограничнику в окошко будки, он их тут же проштамповал и вернул обратно. Переехали по мосту через речку, и вот - боснийский пост. Также из окна в окно передаю паспорта, пограничник недоуменно на них смотрит, и просит отогнать машину в карман, чтобы я освободил проезд. Видимо, русские пересекают там границу не очень часто. Подхожу к пограничнику, он говорит, что нужна виза. Прикидываю, что в случае чего придется делать крюк через Черногорию, и начинаю объяснять, что через Боснию и Герцеговину мы едем транзитом, а в этот случае виза не нужна, для убедительности показывая хорватский ваучер и бронь гостиницы в Сараево. Пограничник полез изучать документы в каких-то своих папках, после этого взял у меня бронь гостиницы, что-то переписал оттуда в какой-то журнал, и наконец-то шлепнул штампы. Хорватский ваучер его не заинтересовал совершенно.
Дорога внезапно опустела, но быстро ехать все равно не получалось. Во-первых - горы с множеством мостов и тоннелей, а во-вторых - после каждого поворота открывались такие виды, что мы все время останавливались и начинали очередную фотосессию.

По мере того, как забирались выше, погода портилась. Власеницкий перевал встретил дождем и туманом. Но все-рано не остановиться и не сделать пару кадров я не смог.

За Власеницей стали часто попадаться брошенные дома со следами недавней войны. И это настолько контрастировало с прекрасной природой, что становилось немного не по себе.

Сараево возник как-то вдруг. Указатели говорили об уменьшении расстояния до города, 10 километров, 5, 3, 1. Но никаких признаков города заметно не было. И тут, выехав из последнего тоннеля, мы увидели Сараево. Зрелище было величественное. Город, разбросанный по ущелью, со всех сторон окруженный горами, с множеством видимых отовсюду минаретов. Курящиеся кальяны, женщины в паранджах, настоящий Восток!

Между тем мы понемногу пробирались к гостинице. Наш отель оказался в самом центре города, где часть улочек пешеходные, а остальные узкие, односторонние и из-за горного рельефа местности крайне запутанные. Оказавшись зажатым между стен, навигатор растерял все спутники и расписался в собственной беспомощности. С трудом приткнув кое-как машину, я пешком пошел искать отель. Отель разыскал довольно быстро, гораздо интересней оказалась задача, как к нему теперь проехать. Самый понятный путь был под знак "Въезд запрещен" вверх по ступенькам.

Со второй попытки подъехать к отелю все-таки удалось.

С распечаткой брони идем на ресепшен, видим удивленные глаза портье и слышим, что... свободных мест нет.

Надо сказать, что жилье в Сараево я подбирал достаточно долго. Во-первых, хотелось сохранить бюджет, а во-вторых, учитывая, что времени на осмотр города будет мало, хотелось поселиться в центре города. Из найденного в интернете этим условиям удовлетворял только отель Telal, где за 60 евро можно было снять двухкомнатные апартаменты с включенными в счет завтраком, парковкой и интернетом. Но когда я написал на сайт отеля письмо с просбой о бронировании, то получил ответ, что до двадцать-какого-то августа свободных мест нет. Начав искать другие подходящие варианты, через систему Instant World Booking я вдруг обнаружил в этом же отеле свободные места. Немного поудивлявшись этому факту, на сайте системы бронирования я прочитал, что помимо 10%-й предоплаты они еще берут 10 долларов за само бронирование. Решил, что это и есть разгадка наличия свободных мест, и оплатил бронь.

Но оказалось, что отель не соврал. В Сараево в эти дни проходил какой-то музыкальный фестиваль, который и выкупил этот отель целиком.

На ресепшен извинились за случившуюся накладку, и предложили поселить нас в какой-нибудь соседний отель классом не хуже. Особого выбора, кроме как согласиться, не было. Портье занялся подбором нам нового жилья. Процесс этот явно затягивался, так как из-за фестиваля мест не было и в соседних отелях. Мы с женой уже начали обсуждать варианты, чтобы потребовать оплаченные за бронь деньги обратно, а самим поселиться в соседнем пансионе, куда я перед этим заходил, расспрашивая дорогу до отеля, и где мне ответили, что не надо мне никаких отелей и что они радостью готовы нас у себя принять. Или вовсе забить на эту бронь, волевым решением признав эти деньги потраченными на боснийскую визу, и уехать в Хорватию, до которой оставалось всего 200 километров.
И тут прибежал портье, и сказал, что нашел равноценный вариант. Сев к нам в машину в качестве штурмана, он повел нас по городу, и мы приехали к отелю "Сарай".

То, что мы увидели, нас весьма впечатлило. Отель был буквально врезан в скалу, и с него открывалась прекрасная панорама на город. Поставив машину в подземный паркинг отеля, я оплатил оставшиеся 54 евро (указанная изначально цена в 60 евро не изменилась) и получили... запрашиваемые нами согласно брони двухкомнатные апартаменты. Еще раз извинившись за случившуюся накладку и распрощавшись, портье пошел в свой отель, а мы заселившись в номер, пошли гулять по городу, заодно собираясь купить что-нибудь на ужин.
После возвращения домой, кстати, решил все-таки узнать, сколько стоили эти апартаменты в "Сарае". Цену на них найти не смог, нашел цену только на стандартный двухместный номер. Оказалось, что простая двушка начинается там от 72 евро. Как говорится, пустячок, но приятно :)

Вечерний Сараево сразу накрыл нас своей восточной аурой. Вспомнилась Турция, только неправильная Турция, Турция, в которой не пристают, вывески выполнены кириллицей, и смысл которых почему-то сразу понятен.

Оказалось, что в Боснии свои деньги. Но и евро они тоже принимают. Купив пиццу и получив сдачу местными конвертируемыми марками, путем несложных подсчетов определили, что 2 марки равны 1 евро.

Утром, спросив на ресепшен, где именно в Сараево убили Франца Фердинанда, в ответ я получил карту города и пошел на прогулку.
Сараево - город крайне своеобразный. Я раньше ничего похожего не видел. Во всяком случае, хотя бы полдня ему следует уделить.

Когда я вернулся с прогулки, семья уже проснулась, мы сходили на завтрак и поехали в Хорватию.

На выезде из Сараево, подозреваю, что все из-за того же фестиваля, движение было перекрыто, и больше часа мы толкались в пробках по узким улочкам, чтобы объехать перекрытый участок.

Дорога от Сараево до Мостара тоже изобилует множеством тоннелей и достаточно медленная из-за тихоходов. Когда подъехали к Мостару, то после прохлады Сараево нас накрыло такой жарой, что от осмотра города пришлось отказаться. Кроме того, еще была мысль как-нибудь съездить в Мостар отдельно, в один из дней отпуска.

После Мостара на одном из придорожных базарчиков потратили оставшиеся марки на фрукты - овощи, и подъехали к хорватской границе. На первом пункте контроля, мельком взглянув на паспорта, махнули рукой, чтобы мы ехали дальше. Решив, что выездные штампы нам поставят на следующем, находящемся в 50 метрах шлагбауме, мы подъехали к нему, но и там в паспорта только взглянули. И снова махнули рукой. Таким образом, мы остались без выездного боснийского штампа. Проехав еще немного, мы все ждали, кода же будет хорватский шлагбаум. Но вместо шлагбаума мы въехали в какой-то населенный пункт, и поняли, что все. Шлагбаумы уже все позади, и мы уже Хорватии.

Пока мы обсуждали этот факт и сравнивали особенности перехода боснийско - хорватской границы с особенностями перехода границы российско-украинской, увидели придорожный щит с надписью "Макарска ривьера", а через 10 минут уже были на месте, в поселке Подаца.
Въехав в поселок, быстро нашли свой домик. Хозяйка нас уже ждала, и угостила с дороги холодным апельсиновым соком. Загнав машину во двор на парковку, увитую виноградом и киви, выгрузили вещи, и пошли на море.

Первое впечатление - ндааа, народ лежит плотненько. Прошли по пляжу немного дальше, нашли свободное место, окунулись. Водичка - просто класс, но много ежей. На пляже, правда, наступить на них проблематично - они все на глубине, но в более диких местах напороться можно вполне, бывают и сразу возле берега.

После моря пошли в центр поселка на добычу хорватских денег. Банкомат не нашли, зато был обнаружен обменник и магазин Studenac, в котором можно было расплатиться Визой. Что мы и сделали.
На следующий день с утра пошли на море. Учитывая, что организм у нас определил утро по московскому времени, когда пришли на пляж, там было еще пусто. Заняв хорошие места под соснами, которые защищают от солнца, пробыли там до обеда.

А когда солнце развернулось и начало доставать и там, поехали в Макарску. На въезде в город стоял указатель на Конзум - большой супермаркет, где мы и набили полный багажник продуктов. Там же нашелся и банкомат, после чего проблема с наличкой была решена. Вернулись домой. К тому времени жара уже спала, и снова на море. Купили наконец-то противоежиные тапочки. Заходить в море стало спокойней.

Следующий день провели в полном безделье, наслаждаясь радостями моря. А потом стало немного скучновато, и захотелось новых впечатлений.
Еще раз съездили в Макарску - на этот раз просто погулять по городу. В общем-то, смотреть там особо нечего - обычный курортный город с шумной набережной и толпой народа. Отдыхать там я бы не хотел, хотя вечером туса там, наверное, знатная. Зашли там в какой-то интернет-салон, отзвонились домой по скайпу, и уехали обратно.

Еще через пару дней решили съездить в Дубровник. Выехали пораньше, с рассветом (ха, рассвет в конце августа там в полвосьмого утра по Москве), чтобы успеть там побродить до того, как станет совсем жарко. Дорога до Дубровника, в общем-то, как и все дороги там, очень живописная.

В одном месте жена потребовала сделать остановку - открывшийся пейзаж она идентифицировала, как парк Юрского периода. Только динозавры почему-то спрятались, жарко, наверное.
Проехав подвесной мост, въехали в город, и по указателям на центр попали в многоэтажный надземно - подземный (какой он на самом деле – понять невозможно, потому что расположен на крутом на склоне) паркинг. Оставив машину там за 10 кун в час (на соседних улочках, кстати, было бы вдвое дешевле), пошли гулять по старому городу.

Наши надежды на то, что успеем погулять до жары, не оправдались. Старая часть города - без единого деревца, и даже узенькие улочки и многочисленные фонтаны с питьевой водой не спасают от палящего солнца и раскаленного камня. Плюс к этому - толпы туристов и тенты от многочисленных уличных кафе, которые, хоть и создают какую-то тень, но во-многом портят впечатление от города. В общем, проходив там 3 часа, мы с радостью оттуда сбежали. Для знакомства с этим, безусловно, интересным городом надо выбирать более гуманную погоду.

Да, еще снова про границу. По дороге из большой Хорватии в Дубровник надо проехать кусочек боснийской территории с находящимся на ней единственным городком Неум. Насколько я понял, на трассе находятся только хорватские погранпосты, а боснийский находится в стороне, на дороге, соединяющей Неум с остальной Боснией, и в случае транзита через Неум в Дубровник боснийские посты не проезжаются вовсе. Проехав 4 раза пограничников, у нас только 1 раз посмотрели документы, остальные 3 раза нам махали рукой, чтобы мы проезжали без остановки.
И не возможно было не остановиться, проезжая мимо Бачинских озер. На трассе там есть смотровая площадка с небольшим базарчиком.

На обратном пути из Дубровника в Подацу, проезжая городок Opuzen, штурман заметил около трассы станцию техобслуживания Рено - Дачия. Это было как нельзя кстати, потому что одометр нашего Логана доматывал до 60000 последние сотни километров. Заехав туда, спросил - как насчет сервиса? Поскольку был уже самый конец рабочего дня, мне предложили записаться на следующий день. На завтра я туда подъехал к назначенным 14 часам, и в 16 часов ТО было уже сделано. По стоимости обошлось, кстати, более чем в полтора раза дешевле, чем в России, 1340 кун. Напоследок мне подарили канистру незамерзайки, рассчитанную на -20 градусов мороза. Интересно, в Хорватии бывает так холодно?
В остальные свободные от поездок дни я развлекал себя тем, что гулял по берегу моря в соседние поселки - Брист или Заострог. В Заострог гулять понравилось больше, так как весь путь туда проходим вдоль моря и на многих участках можно идти в тени деревьев.

Рядом с Подацей находится гора Шапашник, высотой 920 метров. И на высоте примерно 250 метров на склоне прилепилась очень симпатично выглядящая снизу деревенька, которая называется Podaca-selo. Из Подаци туда можно дойти по улице Put Sela - извилистая асфальтированной дорожке, все время уходящей вверх. Рядом с этой улицей установлен информационный стенд, на котором нанесены маршруты и ориентировочная продолжительность пеших горных прогулок. Естественно, что не сходить туда я не смог :)

Отправлялся в прогулки рано, с рассветом (про рассвет уже писал), пока солнышко еще не перебралась через горы и не начинало нещадно палить.
Подаца-село первый раз произвело на меня какое-то сюрреалистическое впечатление. Почти все дома там заброшены и частично разрушены, дворы заросли зарослями инжира, граната и олив, абсолютная утренняя тишина, церковь с кладбищем, где-то вдалеке - лающая собака. Сначала было даже немного жутковато. Однако полностью жизнь из села не ушла. Несколько домов там жилых. Воду туда доставляют пожарные машины. Было даже обнаружено одно (один?) собе со стоящими рядом польскими машинами. В центре села, у церкви - очередной указатель маршрутов. По верху там проходит автомобильная дорога-грунтовка, ведущая из Градаца в Заострог и уже изрядно заросшая, но при желании - проезжая, и несколько тропинок в соседние горные села. По дороге я ходил в Заострог и в Градац. В Заострог прогулка опять же понравилась больше, так как ведет по более глухим и красивым местам. По тропинкам ходить не стал, так как там лучше ходить в специальной обуви, а не в пляжных тапках. Ну и ежевикой там все затянуло сильно - даже на дороге можно поцарапаться. А про виды оттуда писать не буду - сами догадаетесь :)

Еще одну поездку, по наводке Сергея Лопухова, совершили на имотские озера. Изначально план поездки был шире - собирались еще посетить водопады, что в Кравиче. Но тут вкралось одно обстоятельство - Кравиче находится в Герцеговине, а в Боснию и Герцеговину на этот раз нас не пустили. Снова начали требовать визу, а никакой брони отеля, которой можно было бы отмазаться, на этот раз у нас с собой не было. Да и наш откровенно пляжный вид с бронью отеля ну никак не гармонировал. В итоге пришлось развернуться и ехать Имотски по территории Хорватии, что получилось несколько дальше, чем если бы ехать через территорию БиГ. Тут мы поняли, что и Мостар для нас уже отпал окончательно.
Озера впечатлили. Образовавшиеся в кратерах вулканов, они, хоть и небольшие по площади, но очень глубокие, больше 250 метров глубины, и с очень чистой водой. К озеру Modro можно спуститься по оборудованным дорожкам, и даже поплавать в нем, что мы и сделали. Только подниматься потом очень долго, приходится подниматься оттуда наверх, преодолевая перепад высот около 200 метров.

Показать фото: 1-60 61-120 121-144

Дата: 13.09.2009 Автор: Alaub
И еще немного про жилье и поселок. Конечно, бюджет - он и есть бюджет, и требовать чего-то особенного от одной звезды было бы смешно. Тем не менее, наш двухкомнатный апартамент на втором этаже (на первом живет хозяйка) был со свеженьким ремонтом. В комнатах немного тесновато, но не критично. В каждой комнате по паре кресел, столику, паре тумбочек, шкафу, вентилятору и по двуспальной кровати. Кухонька тоже тесновата. Два видавших виды холодильника. Сантехника тоже не новая, но вполне рабочая. На кухне и в душевой установлено по электроводонагревателю, так что проблем с горячей водой не было. Телевизора нет, но его с успехом заменил наш ноутбук с предварительно записанными на него фильмами. Есть маленькая лоджия со столиком, стульями и видом на море, правда, без освещения. Поэтому вечерами мы сидели на другой лоджии, рядом с кухней, где стоит еще один столик. Из неудобств можно отметить, что эта вторая лоджия является проходной, с нее ведет лесенка на 3-й этаж, где живут соседи. Да еще у газовой плиты не работала одна конфорка, что создавало некоторые неудобства с готовкой. Впрочем, если отбросить эти придирки, где-нибудь в Крыму на аналогичные апартаменты без зазрения совести прицепили бы табличку "люкс" Сам поселок - небольшой, с двумя пляжами, разделенными камнями, среди которых есть еще несколько микропляжиков, на которые спускаются лесенки из окрестных апартаментов. Около автобусной остановки есть магазин - Studenac с неплохим выбором товаров, в котором можно расплатиться картой. Цены, если и выше, чем в супермаркетах Konzum, то несильно. Банкомат так и не был обнаружен. Около Студенаца несколько маленьких магазинчиков, торгующих сувенирами и всякими пляжными принадлежностями. Есть несколько овощных палаток. Цены на фрукты - овощи, учитывая, что это юг - высокие, выше, чем у нас, арбузы - 3 куны килограмм, остальное - соответственно. Но если учесть, что вся Макарска ривьера - это один большой курорт, то это, наверное, нормально. Также в центре находится обменник и интернет-клуб (скайпа нет) - 20 кун в час, 15 минут - 6 кун. На удивление дорогая, в отличие от Болгарии, ракия. В магазинах от 60 кун за литровую бутылку. Впрочем, во многих дворах - смотрите вывески - можно купить домашнюю ракию. Цена начинается от 30-40 кун за литр. Море спокойное. Несколько ночей дул очень сильный, непонятно откуда берущийся ветер - море раскачать ему не удалось, и перемены погоды не случилось. Наверное, острова не дают придти большой волне. Мух почти нет, комаров вовсе ни разу не видел, хотя фумитокс в комнатах на всякий случай лежал. Медуз видел только один раз, да и то довольно далеко от берега. Основной контингент отдыхающих в поселке - Чехия, Польша, Босния и Герцеговина, Словакия, Венгрия, Румыния. Встречаются немцы, австрийцы, итальянцы, словенцы, французы. Видел даже несколько машин из Великобритании. Практически все приезжают отдыхать на своих машинах. С просторов экс-СССР была замечена только одна украинская семья. Хотя в Макарске или Дубровнике наши соотечественники встречаются достаточно часто. Застройка поселка, да наверное и всех поселков ривьеры, достаточно плотная, поэтому шумные соседи могут мешать всей улице. У нашей улицы такими соседями оказались чехи, иногда устраивая гульбища под баян. Впрочем, шуметь в 23 часа они прекращали, вот только местное 23 – это час ночи по нашему. После субботы, 22 августа, много людей уехало, так что и на пляже стало просторнее. В общем, поселку - зачет. Нельзя не написать и о хозяйке наших апартаментов - о Janja Blace. Не знаю, может быть это является признаком хорошего тона у хозяев всех апартаментов в Хорватии, но буквально через день мы получали от нее то инжир - виноград с растущих во дворе деревьев, то бутылку сухого вина к ужину, а то и какую-нибудь домашнюю выпечку детям. В общем, заботой мы были окружены полной, и все это безо всякой навязчивости. От хозяйки у нас остались самые замечательные впечатления.